Этой ночью в Париже исламские фанатики бросили в главный офис сатирического журнала Charlie Hebdo бутылку с зажигательной смесью.
Этого им показалось мало и они взломали сайт журнала, повесив на главной странице фото с намазом и надпись с требованием признать Аллаха создателем мира. Эти акции стали ответом на обложку журнала, где карикатурный пророк обещает читателям «100 ударов плетью, если вы не умрете от смеха». Неизвестно, было ли это случайным совпадением – журнал был сожжен в 7-ю годовщину убийства марокканцем режиссера Тео Ван Гога, снявшего короткометражку о судьбе мусульманских женщин.
После того, как предыдущая публикация карикатур на Мухаммеда в Дании вызвала скандал, охвативший весь мусульманский Восток и Европу, высмеивание исламских фанатиков стало для европейских журналистов почти что разновидностью экстремального спорта.
Как сообщает BBC, 2 ноября во Франции вышел спецвыпуск сатирического журнала Charlie Hebdo, на обложке которого мультяшное бородатое существо, символизирующее пророка Мухаммеда, грозило читателям ста ударами плетью, если те не умрут от смеха. В редакторской колонке журнала пояснялось, что таким способом издание отмечает победу исламистов на выборах в Тунисе и заявлению ливийского Переходного национального совета о том, что страна будет жить по законам шариата.
В ночь перед выходом номера из типографии, в окно редакции влетела бутылка с «коктейлем Молотова». Пожар частично уничтожил здание редакции, сгорели компьютеры и офисная мебель. Пострадавших не было. Одновременно исламисты взломали сайт журнала, разместив на его главной странице фотографию площади перед мечетью во время намаза, изображение Корана и требование признать, что создателем мира и вселенной является Аллах. Хакеры объявили владельцем сайта Саудовскую Аравию, уточняет Lenta.ru.
Вскоре после пожара редактор журнала Шарб заявил: «Выход издания прекращен, все оборудование уничтожено».
Журнал не в первый раз становится объектом ненависти и источников болевых ощущений для исламистов в Европе. В 2007 году журнал перепечатал датские карикатуры на Мухаммеда, за что был обвинен мусульманами в расизме. Суд журнал выиграл. Скандал способствовал увеличению популярности издания, а судебный процесс доказал, что пока в Европе шутки на религиозную тему – дело законное, угодное значительному количеству читателей, а по степени адреналина, который гарантирован всем участникам процесса, сравнимое с экстремальным спортом.
Считается, что современное культурное противостояние цивилизованного образа жизни и мусульманских ценностей началось с 1989 года, когда иранский аятолла Хомейни вынес фетву, разрешающую любому правоверному казнить писателя Салмана Рушди. За голову Рушди не раз назначалась награда, сумма ее доросла вместе с инфляцией до 2,8 миллионов долларов. Поводом для праведного гнева иранского «отца нации» стал роман «Сатанинские стихи», в котором описывается жизнь актеров Джибрила Фаришты и Саладина Чамчи, выживших в авиакатастрофе. Они попадают в Англию, где Чамча постепенно вживается в образ дьявола, а Фаришта становится воплощением архангела Гавриила. В одной из частей романа пророк Мухаммед, которому дано имя Махунд, соглашается признать трех языческих богинь, а три проститутки называют себя женами Посланника. После почти божественного вмешательства аятоллы Хомейни жизнь магического реалиста Салмана Рушди магически изменилась, он стал «гражданином мира», лауреатом Букеровской премии и других престижных наград. А USA Today включила «Сатанинские стихи» в список из 25 книг, которые больше всего повлияли на читателей и издательский бизнес в последнюю четверть XX века.
Нидерландскому режиссеру Тео Ван Гогу, который в начале 2000-х взялся ниспровергать мусульманский образ жизни, не столь сильно повезло, как Рушди. Стараниями исламских фанатиков он стал первым в XXI веке «мучеником» за свободу слова у себя на родине и свободу мусульманских женщин во всем мире. Праправнучатый племянник живописца Винсента Ван Гога снял 10-минутный фильм «Покорность» (еще переводят как «Подчинение»), в котором в форме «политического памфлета» (по словам самого режиссера) раскрываются драматические истории четырех исламских женщин. Фильм начинается с молитвы, а затем рассказчик повествует о четырех женщинах, которые просят божьей помощи в облегчении их страданий. Одну насильно выдали замуж за человека, которого она ненавидит, другую изнасиловал ее собственный дядя, и она зачала, третью подвергли наказанию хлыстом после того, как она переспала со своим другом, а четвертую постоянно избивает ее муж.
Короткометражка наделала в Северной Европе немало шума, спровоцировав несколько кампаний за права женщин на Востоке. В результате, ровно 7 лет назад, 2 ноября «голландомарроканец» Мохаммед Буйери подстерег режиссера, когда тот катил на велосипеде на работу. Буери нанес Тео Ван Гогу несколько ударом ножом в грудь, а затем перерезал горло. За это Буери год спустя был приговорен к пожизненному заключению без права на досрочное освобождение.
Убийство Тео Ван Гога впервые за много лет позволило европейцам в открытую говорить об исламском насилии и о, гм, не совсем полном соответствии европейскому образу жизни и мышления бесчисленных переселенцев с Востока и Африки. Одним из следствий убийства стало появление в 2005 году в датской газете Jyllands-Posten двенадцати карикатур, изображающих исламского пророка Мухаммеда в качестве иллюстрации к статье о самоцензуре и свободе слова. В статье говорилось, что когда датский писатель Коре Блюйтген написал популярную книгу об исламе для детей, то оказалось, что ни один художник не согласился без условия сохранения анонимности нарисовать к ней иллюстрации. В качестве причины был назван якобы существующий в исламе запрет на изображение животных и людей (и в особенности Мухаммеда).
Редакция газеты Jyllands-Posten заявила, что опубликованные рисунки служили для демонстрации того, что свобода слова действительно существует. Однако исламисты в Скандинавии и на Ближнем Востоке объявили это смертельным оскорблением всех верующих и провокацией. Министерства иностранных дел одиннадцати исламских государств потребовали от датского правительства извинений за публикацию, а некоторые из них даже закрыли свои посольства в Дании в знак протеста. Афганские талибы совершили несколько демонстративных нападений на подразделения НАТО, в Пакистане случилась всеобщая забастовка, а палестинские боевики из «Исламского джихада» и «Бригады мучеников Аль-Аксы» потребовали у всех скандинавов немедленно покинуть территорию Автономии под угрозой расправы. Датский Красный крест, наслушавшись угроз, даже начал ликвидацию своих сотрудников из Йемена и Сектора Газа. Редактор газеты, напечатавшей карикатуры, был уволен владельцем.
Так 12 не самых смешных карикатур вызвали глобальный политический кризис. Мусульмане из пары десятков стран маршировали по улицам с лозунгами «Смерть Дании», жгли скандинавские посольства, арестовывали редакторов ближневосточных светских изданий, перепечатывавших картинки. Придушенный санкциями ООН иранский президент Махмуд Ахмадинежад призвал применить экономические санкции к далекой от него северной стране. А иранская газета «Хамшахри» объявила конкурса карикатур на тему Холокоста под девизом «Где предел свободы слова на Западе?». Африканские мусульмане пошли еще дальше, начав поджигать христианские церкви.
К началу 2006 года к общемировой вакханалии подключился и главный академик чеченского народа Рамзан Кадыров, запретив «пускать в Чечню всё, что исходит из Дании», включая общественные организации этой страны. Правда, чеченцам с этим не повезло: крупнейшей датской общественной организацией в ЧР был Датский совет по делам беженцев. И Дания начала понемногу просеивать собственную чеченскую диаспору, депортируя «неблагодарных» поштучно и мелким оптом.
Отголоски скандала звучали до последнего времени: если пресса успела подзабыть карикатурную историю, то о ней не давали забыть друг другу скандинавские правоохранители и сами исламисты. Вечером 1 января 2010 года 28-летний сомалиец из исламистской группировки «Аль-Шабааб» вломился в дом к одному из авторов 12 карикатур, художнику Курту Вестергаарду. Вооруженный топором и ножом негр рубил дверь дома пожилого художника, который встречал Новый Год с женой и пятилетней внучкой. Полицейские приехали вовремя и несколькими выстрелами обезвредили фанатика.
Спустя месяц после этого нападения газета Jyllands-Posten принесла извинения за публикацию карикатур на пророка Мухаммеда и заключила мировое соглашение с организациями, которые представляют более 90 тысяч его прямых потомков.
Точку в истории с карикатурами, но не в «троллинге» исламистов культурными средствами, поставила в сентябре 2011 года норвежская прокуратура. Прокуроры объявили месть газете, ее сотрудникам и авторам карикатур терроризмом и арестовали иранца, узбека и китайца, готовивших взрыв в редакции датской газеты.
Не все эпизоды этого культурного противостояния заканчивались столь трагически и с таким мировым резонансом. Авторы мультсериала «Южный парк» Трей Паркер и Мэтт Стоун получили пока лишь угрозы от исламистов за изображение пророка Мухаммеда в медвежьей шкуре. Базирующаяся в США исламистская группировка «Мусульманская революция» объявила, что авторов «ЮП» может постигнуть участь Тео Ван Гога. Причем, автор обращения Абу Тальах Амрики не только не был арестован, но и открыто дал несколько интервью прессе.
Уже в 2011 году общественному порицанию посредством твиттера и фэйсбука подвергся египетский борец за светский образ жизни Нагиб Савирис. Он выложил в Twitter ссылки на рисунки, на которых Микки Маус с бородой и Минни Маус без бороды одеты в традиционные мусульманские костюмы. Египетские юристы-салафиты пожаловались в прокуратуру на неуважение к исламу, проявленное предпринимателем, а стоимость акций телекомпании Савириса катастрофически упала.incidents.com.ua - Происшествия в Украине